Главная Вверх Ссылки Пишите  

index.gif (7496 bytes)

Два свидетельства

 

Сергей Кашанский

Зима 1913 - 14 гг. на Урале выдалась снежная, а весна сопровождалась небывалой за последние 85 лет погодой. В апреле начались сильные заморозки, в Екатеринбургском уезде термометр показывал: первого числа -34 градуса, второго -41 градус, а 8 апреля -27,5 градуса, при этом морозы сопровождались снегопадами [3]. 14 апреля резко потеплело, началось бурное таяние снега, а с 18 апреля в уезде, повсеместно начались разливы рек и ручьев. В Верх-Исетском и Городском прудах уровень воды ежедневно поднимался на 10 - 15 см. В них скопилось огромное количество воды [5], для спуска которой администрацией железнодорожных мастерских были открыты все шлюзы.

27 апреля в Екатеринбургских железнодорожных мастерских напором воды испорчен главный водоспуск и турбина. Воздухопроводная труба, проходящая под мостом, повреждена, в результате остановлены работы в литейном и кузнечном цехах. Берега в пределах мастерских, несмотря на каменную обкладку, сильно подмыты, а часть левого обвалилась. 28 апреля потоком воды снесло два пешеходных, затоплен железобетонный и сдвинут железнодорожный мост [7]. К утру 29 апреля вода в городском пруду прибыла на 13 см. В мастерских разобраны остатки пешеходных мостов, а железнодорожный, напором воды, сдвинут на 2 метра [6].

Литейный и кузнечный цехи частично затоплены, работы в них, а также в механическом цехе остановлены. Остатки пешеходного деревянного моста унесены и застряли под следующим, железным мостом. Вода переливает через образовавшуюся запруду и не находя выхода, заливает территорию мастерских. Разрушено много станов для замены колесных пар. Купальня, бывшая за третьим мостом, сорвана и унесена под железнодорожный мост.

На территории города, обычно спокойная Исеть, также наделала немало бед. Существовала реальная опасность сноса ряда мостов, особенно деревянного Сплавного (мост между ул. К. Маркса - Радищева) [2]. Ниже Каменного (мост по ул. Малышева) и Сплавного мостов снесено множество моек, купален и мостков, часть из них разбита потоком, а за Царским (мост по ул. Декабристов) затоплены низкие берега [1]. Около Симановского моста (мост по ул. Челюскинцев) вода залила набережную и подтопляет жилые дома. На Спасской улице (ул. С. Разина) затоплено еще два дома.

3 мая в Городском пруду вода прибыла на 9, а 4 мая поднялась еще на 10 см [8]. В механическом, вагонном, кузнечном и литейном цехах вода стоит на 70 см, фундаменты двух последних подмыты, здания сильно накренились. 3 мая работы в них остановлены. 600 человек остались без работы [8].

4 мая из Перми прибыли начальник Пермской ж.д. А.Н. Тихомиров и начальник службы пути В.Я. Ефимов, которые высказались за взрыв бетонного моста, но предложение было отклонено. Начата его ломка 60 рабочими. Работы продвигались медленно [9], к вечеру 5 мая смогли разобрать только настил [10].

В ночь на 6 мая вода в Городском пруду поднялась еще на 13 см. Утром приступили к взрывам ферм бетонного моста. К 12 часам прибыль воды остановилась. Оборудование в цехах затоплено, все запасы угля, в несколько тысяч пудов, масса колес и осей, смыты в воду [10]. Остановка работ в мастерских вызвала безработицу 1000 человек [11].

Утром 8 мая рабочие приступили к уборке цехов и расчистке территории мастерских [12]. К 21 часу вода ушла из всех цехов и постепенно вошла в русло. Однако обломки мостов и балок, прибитые к Каменному мосту, загородили пролеты, и к ночи вода поднялась и вновь затопила цехи.

Только 10 мая в железнодорожных мастерских смогли приступить к работе, а ремонтные бригады продолжали вылавливать из реки остатки деревянного настила и при помощи проволочных сетей уголь, смытый водой [4]. Убытки мастерских превысили 50000 рублей [9].

Хроника событий 85 летней давности, сохранившаяся на страницах Екатеринбургских городских газет, дошла до нас и на двух открытках, выпушенных Екатеринбургскими железнодорожными мастерскими. Кто фотографировал, и сколько их было выпущено пока неизвестно. На первой, датированной 28 апреля, запечатлен момент сноса потоком воды деревянных пешеходных мостов. На второй, датированной 5 мая, снят момент разбора бетонного моста. Только благодаря открыткам до нас дошли реальные свидетельства об этих событиях.

ИСТОЧНИКИ:

1. Зауральский край. - № 99. - 04.05.1914. - С. 3.

2. Зауральский край. - № 103. - 08.05.1914. - С. 3.

3. Зауральский край. - № 104. - 11.05.1914. - С. 3.

4. Зауральский край. - № 107. - 15.05.1914. - Приложение.

5. Уральская жизнь. - № 94. - 29.04.1914. - С. 3.

6. Уральская жизнь. - № 95. - 30.04.1914. - С. 3.

7. Уральская жизнь. - № 96. - 31.04.1914. - С. 3.

8. Уральская жизнь. - № 98. - 03.05.1914. - С. 3.

9. Уральская жизнь. - № 100. - 06.05.1914. - С. 3.

10. Уральская жизнь. - № 101. - 07.05.1914. - С. 3.

11. Уральская жизнь. - № 102. - 08.05.1914. - С. 3.

12. Уральская жизнь. - № 103. - 09.05.1914. - С. 3.

 

Иллюстрации

 

Вверх

Copyright © 2000 Ural Galaxy